Комсомольская правда, 28-01-2011

Чем «кормят» автомобили россиян на бензоколонках страны 

Вопрос качества бензина - среди лидеров по всевозможным слухам. Такой ажиотаж вокруг данной темы вызван ее неизменной актуальностью для каждого российского автолюбителя.

Рассуждений на тему качества топлива и работы современных АЗС столько, что хватило бы на издание энциклопедии. Кто производит и кто продает действительно качественный бензин? Отличается ли качество топлива на разных АЗС или «все льют из одной бочки»? Как выбрать «правильную» заправку? На эти и не только эти вопросы отвечают:

 

        

 Владимир Липчанский 

 Генеральный директор «Петрол Систем Владимир»

 (сеть АЗК «PLUS»)

   

 Вячеслав Белозеров

 Директор «Владимир-Оптан»

   

 Рустам Вишняков

 Председатель Владимирской областной топливной ассоциации

   

Алексей Смирнов

Председатель «Общества защиты прав потребителей «Народный контроль»

 

Каким требованиям должен соответствовать современный качественный бензин?

Рустам Вишняков:

- С 1 января 2011 года в России вступил в силу технический регламент, в котором закреплены требования к выпускаемым и находящимся в обороте автомобильному бензину и дизельному топливу. Регламент отменяет производство и реализацию в стране бензина класса 2 (что соответствует Евро 2), остается только высокоэкологиченое топливо не ниже 3 класса. С 1 сентября 2011 хода прекращается выпуск в оборот автомобильного бензина, с октановым числом менее 80. К классу 2 относится бензин АИ-80, который до последнего времени повсеместно использовался в сельском и коммунальном хозяйстве. На 80-м бензине также до сих пор ездят старые отечественные автомобили. Дизельное топливо 2 класса пока остается разрешенным, так как российские заводы еще не готовы перейти к более высокому уровню продукции.

Как осуществляется контроль качества бензина, реализуемого местными АЗС?

Рустам Вишняков:

- Во Владимирской области работают около 250 коммерческих заправок, и я считаю, что на них порядка 95% бензина по городу Владимиру, а по области – порядка 80% соответствует техническому регламенту.

На нефтеперерабатывающих предприятиях налажен очень сильный контроль, оборудованы отличные лаборатории. Паспорту качества таких производителей можно доверять. Цистерны приходят с завода опломбированные, и нет причин подозревать, что бензин мог потерять в своих свойствах.

Топливо мы храним на своем складе, сертифицированном в Санкт-Петербурге, а качество проверяем в аккредитованной лаборатории 25-м ГосНИИ г. Москвы.

Автозаправки постоянно контролируются различными проверяющими органами, к нам могут приехать и несколько раз в месяц. Подготовиться даже к запланированной проверке невозможно - для этого пришлось бы выкачать несколько тонн бензина. Так что мнению контролирующих органов можно доверять.

- Конечно, потребитель должен и сам обращать внимание на документы, которые сопровождают топливо на АЗС. К примеру, чтобы избежать ситуации, которая возникла в конце 2010 года. Резкое похолодание привело к тому, что многие машины, заправившиеся «летним» дизельным топливом, просто не завелись. В документах этот показатель топлива обозначен. Конечно, в этой ситуации не сориентировались и некоторые АЗС, не успели вовремя слить летнее топливо и залить зимнее. В любом случае, если у кого-то из потребителей возникают подозрения или претензии по качеству бензина, каждый может собрать пробу и обратиться, к примеру, в «Народный контроль», в ООО «НПП Нефтетест».

 Владимир Липчанский:

- Мы покупаем топливо только у нефтеперерабатывающих заводов в Ярославской, Московской, Нижегородской областях, и гарантией является прилагаемый Паспорт качества. Что касается проверок, то я считаю, что во Владимирской и Ивановской областях наиболее достоверную информацию дает ивановская лаборатория по исследованию нефтепродуктов «Терминал-37», которая использует современные методы и оборудование для исследований.

 Вячеслав Белозеров:

 - Мы контролируем качество нефтепродуктов на всех этапах: от нефтебазы до заливки бензина в бак нашего покупателя. Много ступенчатая система контроля дает полную уверенность в том, что компания получает от производителя и продает автовладельцам только качественное топливо. К тому же конкуренция между заводами в последнее время высокая, и производители топлива также тщательно следят за качеством отпускаемой продукции. На современных предприятиях налажен строгий контроль за технологическим процессом и конечным продуктом - за этим следят собственные, прекрасно оборудованные ОТК. На своих АЗС мы постоянно следим за качеством топлива с помощью мини-лабораторий и экспресс-тестов.

Какие требования сейчас предъявляются к современным заправочным станциям?

Владимир Липчанский:

- Наша сеть заправок относительно молодая, и все АЗС построены с нуля, с учетом всех современных требований. На каждой оказывается большой комплекс услуг, есть кафе, мойки.

Вячеслав Белозеров:

- Наш регион находится в зоне оживленных трасс, поэтому конкуренция среди АЗС высокая, и крупные сети АЗС, такие как «Оптан», постоянно повышают свой сервис. Недавно мы реконструировали три свои заправки, где теперь предоставляем широкий комплекс услуг, в том числе подкачку шин и пылесос, что позволяет нашим покупателям ухаживать за своим авто и при этом экономить свое время.

Отмечу, что заправщики Владимирской области держат средние рыночные цены на бензин. Во многих соседних регионах, не говоря уже о дальних, стоимость топлива значительно выше.

Новый техрегламент на топливо

Правительство РФ утвердило перечень национальных стандартов для исследования и отбора образцов различных видов бензина и дизтоплива. Он стал основой нового технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Документ позволяет потребителям, недовольным качеством бензина на автозаправках, добиваться ответственности продавцов. Техническим регламентом обязаны руководствоваться все проверяющие органы при контроле за АЗС - в том числе по жалобам водителей.

Госконтроль за соблюдением требований к автомобильному топливу осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (сейчас Ростех-регулирование, ранее - Госстандарт).

ПОДТВЕРДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

Любой вид бензина и дизтоплива может быть продан потребителям только при обязательном подтверждении его соответствия техническому регламенту. При этом особое внимание обращается на соответствие регламенту октанового (для бензина) и цетанового (для дизтоплива) чисел. Первое - показатель детонационной стойкости, второе - показатель воспламеняемости. Кроме того, регламент четко регулирует количество и состав присадок к топливу.,

Ответственность за соблюдение регламента возлагается на производителей и продавцов топлива. Они обязаны иметь сертификаты и декларации о соответствии каждой партии топлива установленным в регламенте требованиям.

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ

Автомобильный бензин должен соответствовать международным требованиям. Бензин всех допущенных к реализации марок не должен содержать железа, марганца, метанола и даже свинца, без которого ранее этот продукт вообще представить было нельзя. Но особые ограничения касаются наличия в бензине серы.

Массовая доля серы в бензине 92-й и 95-й марок (2-го и 3-го класса) - не более 500 и 150 мг/кг. Однако в скором времени в продаже этих классов не останется совсем. В стране будут продавать 95-й бензин только четвертого и пятого классов, с содержанием серы не более 50 и 10 мг/кг.

Дизтопливо тоже должно остаться только высших классов - четвертого и пятого, с содержанием серы не больше, чем в бензине. Но пока еще три года - до начала 2015-го - разрешается реализация на АЗС страны бензина с октановым числом от 76 до 92 (2 -3 классов) и дизтоплива с цетановым числом 45, при условии, что остальные характеристики топлива будут соответствовать требованиям регламента. При этом низкокачественное дизтопливо разрешено применять лишь для сельхозтехники и внедорожников.

Через четыре года в нашей стране вправе будут продавать только топливо стандарта Евро-5.

Проверьте паспорт

Изготовитель (продавец) обязан указывать в паспорте к автомобильному бензину и дизтопливу и даже в рекламе не только марку бензина и дизтоплива, но, и экологический класс автомобильной техники, для которой он предназначен. Обязательны во всех этих документах также сведения о наличии, содержании и свойствах любых присадок и красителей или об их отсутствии.

Именно эти сведения могут стать основанием для предъявления претензий к качеству бензина в случае неполадок с вашей машиной.

В зоне запрета

Производителям запрещено добавлять в автомобильный бензин и дизтопливо металлосодержащие присадки. Из других добавок в бензине разрешены красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки. Не запрещены также моющие присадки, не ухудшающие показатели и свойства топлива. Автомобильное топливо может содержать только присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

Можно ли быть застрахованным от несоответствующего нормам топлива?

Алексей Смирнов:

- По моим данным, 44% испытанных нефтепродуктов не соответствуют нормативным документам, в том числе техническому регламенту и ГОСТам, и контроль за этим слабый. Хотя технический регламент обязывает продавца контролировать качество нефтепродуктов. У нас распространена ситуация, когда бензин с низким октановым числом и присадками доводит с помощью присадок до более дорогих 92-го и 95-го. Октановое число повышают с помощью МТБЭ. Метанол - самый дешевый вариант. Но доказать, что на конкретной заправке вам в бак залили некачественный бензин, очень сложно.

Для большинства рядовых потребителей важен ответ на главный вопрос: как выбрать качественный бензин?

Владимир Липчанский:

- Я бы советовал начинать с грамотного и обдуманного выбора автозаправок. Значительно больше шансов избежать приобретения суррогата при покупке топлива только на проверенных заправках, которые не попадали в списки неблагонадежных, имеют устойчивую репутацию у клиентов. Компании, для которых торговля нефтепродуктами является долгосрочным бизнесом, а не разовой акцией, не станут заниматься продажей низкокачественного топлива. Кроме того, вы никогда не нарветесь на некачественное топливо, если не будете стараться купить его по цене ниже рыночной.

Бензин каких производителей используется на владимирских АЗС, и чем обусловлен этот выбор?

Вячеслав Белозеров:

- С каждым годом растут требования потребителей к качеству бензина, становится строже технический регламент. Поэтому мы выбираем наиболее ответственных поставщиков из тех, что расположены сравнительно недалеко от Владимирской области - в Ярославской, Рязанской областях, в Подмосковье, а также закупаем топливо у группы Башкирских НПЗ. Это передовые заводы, производящие топливо высокого качества.

Сеть автозаправочных комплексов
Все права защищены

горячая линия 8-800-100-08-33